English version here. Английская версия здесь.
Модель перевернутой пирамиды мертва. Во всяком случае, должна быть мертвой. Будущее радио – за длинными историями, – уверена Сьюзанн Ребер, исполнительный редактор Reveal, радиопередачи Центра расследовательской журналистики.
“Люди говорили, что слушатели не будут оставаться на нашей волне дольше двух или трех минут – они ошибались,” сообщила Ребер, рассказывая о журналистских расследованиях на радио во время 10-й Глобальной конференции журналистов-расследователей в Йоханнесбурге. “Мы видим, что журналисты экспериментируют, а технические достижения предлагают слушателям выбор: оставаться на радиоволне или загрузить подкасты,” добавила она.
Важно готовить подробное, а не поверхностное, расследование, записывать и добавлять в сюжет отрывки интервью, давая возможность герою самому рассказывать историю, а не преподносить ее устами журналиста.
Расследовательские сюжеты, основанные на реальных историях и влияющие на жизнь людей помогают долго удерживать внимание аудитории – слушатель остается с журналистом целый час – столько, сколько длится радиопередача Reveal.
Создание журналистом плана сюжета или описание развития сюжетного поворота требует четкой структуры, драматургии, к тому же это прекрасное упражнение для выявления пробелов в сюжетной линии. Поэтому на подготовку выпуска от момента получения записей журналистов до выхода сюжета в эфир уходит от шести до восьми недель, – говорит Ребер.
Для журналиста Кветей Нарти из Joy FM в Гане подготовка сюжета начинается до того, как он отправляется искать факты. Нарти провел неделю с повстанцами, притворяясь иностранным студентом, когда расследовал работу нелегальных шахт. Он подвергался очень большому риску, когда готовил сюжет о незаконной добыче золота, прибыль от которой идет на поддержку повстанцев в Боуле, на севере от Аккры.
“Главное – это все распланировать и убедится, что напротив каждого пункта в списке стоит галочка,” отметил Нарти. Также важно быть внимательным к деталям, потому что один неверный шаг может не просто стать концом сюжета, но и концом вашей жизни,” сказал он.
Эти правила Нарти применял на практике следующим образом: раздобыл фальшивый студенческий билет, использовал незаметный диктофон, который он прикрепил внутри мотошлема, и записывал как можно большего аудиоматериала, чтобы иметь внушительный объем данных по возвращении в редакцию.
“Невозможно стопроцентно все делать правильно, но можно минимизировать возможность ошибки, предвидя риски и как можно больше планируя.”
Советы профессионалов о том, как разработать нарративный расследовательский аудиосюжет:
- Записывайте аудио разговоров с источниками в разное время, а не только в момент ‘разоблачения’. Так вы получите резервные записи, которые отражают подлинное развитие сюжета.
- Попросите свои источники предоставить дополнительные документы, которые у них могут быть, но которым они, возможно, не придают значения..
- Составляйте сюжет и план, но будьте гибкими: и сюжетная линия, и герои могут меняться.
- Думайте образами, когда говорите о больших цифрах и больших данных, используя, например, сравнения, чтобы передать масштаб.
Ufrieda Ho Журналистка-расследователь, фрилансер из Йоханнесбурга, автор Paper Sons and Daughters.
Madelene Cronjé is an independent photographer based in Johannesburg, South Africa. Formerly a staff photographer at the Mail and Guardian, she specializes in photojournalism and editorial portraiture.